Движение тяжеловесов будет контролированным

В России будут более скрупулезно контролировать соблюдение требований к грузоперевозкам на территории страны с стороны иностранных автоперевозчиков. Для этого депутаты пересмотрели Федеральный закон «О государственном контроле над осуществлением международных автоперевозок, об ответственности за нарушение порядка их выполнения». Свежая версия ФЗ прописывает четкие определения различных видов перевозок и понятие «груз третьего государства», определяет порядок получения разрешительных документов для автомобильных грузоперевозок по территории России.

За несоблюдение обновленных правил иностранными автоперевозчиками законом предусмотрено более жесткое наказание. Так, за отсутствие либо несоответствие предъявленного разрешения относительно вида автоперевозки для водителя транспортного средства предусмотрено административное наказание в виде штрафа размером в 150-200 тысяч рублей. К тому же само транспортное средство могут задержать до устранения причины претензий и уплаты штрафа.

Особое внимание в новом законе уделяется перевозкам тяжеловесных и крупногабаритных грузов. Вследствие сверхнагрузок на дороги многократно возрастают темпы их износа и сокращаются межремонтные сроки. Общий ежегодный ущерб, который наносится дорогам перегруженными фурами Росавтодор оценивает в 2,5 трлн рублей в год. Существующая с 2004 г. система транспортного контроля не имеет достаточных ресурсов воздействия, поэтому нарушители ее не боятся.

В Ространснадзоре отмечают, что по всей России действуют лишь 19 постов весового контроля, которые работают нерегулярно, так как Госавтоинспекция не обладает всеми необходимыми для бесперебойной работы полномочиями, потому как они разделены между различными ведомствами. Например, не может работать пункт весового контроля без представителя ГИБДД, который имеет право останавливать автотранспорт. Пункты начинают работать лишь при появлении инспектора. При этом водители-нарушители осведомлены, когда будет инспектор, и избегают таких постов либо простаивают.

Несовершенны также и установленные штрафные санкции, в том числе и для международных перевозок сборных грузов. Так, юридическое лицо за нарушение весового контроля, обязано оплатить штраф в 400 тысяч рублей, а водителю полагается платить только 2,5 тысячи рублей. Поэтому юридическим лицам проще выдать водителю наличные деньги и совершать негабаритные перевозки с нарушениями дальше.

Решить проблему тяжеловесов Минтранс с Росавтодором собираются с помощью введения новой системы взимания платы. Это будет называться возмещение ущерба, наносимого федеральным трассам России большегрузами с массой выше 12 тонн. В плату будет входить автоматизированный сбор, обработка, хранение и передача данных о движении тяжелых грузовых транспортных средств в режиме реального времени. Система должна будет заработать в России с 15 ноября 2015 г., а тариф за движение 12-тонников назначен в размере 3,7 рублей за километр. В то же время многократно возрастут и возможности контроля. Будут задействованы около ста специальных автомобилей и создано свыше 450 стационарных пунктов весового контроля.

Иностранным перевозчикам новый закон подготовил ускоренную процедуру выдачи разрешения на перевозку, что означает, что его должны будут выдавать в течение 3-х часов с момента подтверждения о внесении платы в счет возмещения ущерба, который причинит транспортное средство автодорогам. Однако данный пункт закона вступит в силу намного позже – с 1 января 2018 г., а все другие изменения в документе – через 90 дней после его опубликования.