Как будут взаимодействовать РЖД и порты

В ходе совместных совещаний, проведенных под председательством Минтранса России, были выработаны согласованные изменения в законодательство федерации, которые позволяют решать принципиальные вопросы по взаимодействию ОАО «РЖД» и операторов российских морских терминалов. Железнодорожники и портовики поправили ФЗ «О морских портах в Российской Федерации», и обязали операторов морских терминалов заключать с железнодорожной монополией договора о подаче и уборке вагонов.

Данными договорами также будет определен порядок взаимодействия, обязанности, права операторов морских терминалов и железнодорожных перевозчиков, планирование грузовых объемов на подходах к портам. Помимо этого договор предусматривает ответственность сторон за невыполнение показателей переработки вагонов по их количеству.

Закон «О морских портах» устанавливается порядок взаимодействия операторов морских терминалов и ж/д перевозчиков, а нормами «Устава железнодорожного транспорта РФ» определяются принципы взаимодействия ж/д перевозчиков и портов, являющихся грузоотправителями, как владельцев либо пользователей ж/д путей необщего пользования.

Уже давно порождает споры ситуация, что закон «О морских портах» включает определение взаимодействия с операторами терминалов на основе узловых соглашений, а в Уставе понятия оператор морского терминала, а также положения о заключении с ним узловых соглашений нет, чем и предусматривается подписание с портами соглашений на эксплуатацию, подачу и уборку подвижного состава. Поэтому появилась необходимость оговорить формы договорных отношений и то, между какими сторонами должны заключаться договора и на ком будет организация морских перевозок. Также стало необходимым определить критерии для планирования суточных норм выгрузки, ответственность в виде платы за задержку подвижного состава по вине оператора вагонов, проблему брошенных поездов и т.д.

В РЖД читают, что такой подход не станет стимулом для операторов к созданию условий по равномерной ежесуточной и эффективной работе, может сформировать предпосылки для работы залповым методом. Такое положение вещей сведет на нет всю работу по внедрению новых форм договорных отношений, предусмотренных законопроектом об изменениях в ФЗ «О морских портах».

Напомним, что в конце прошлого года в РЖД сообщалось о проблемах с выгрузкой в портах по различным причинам. В 2014 году на подъездах к портам и нефтяным базам были отставлены от движения около трехсот поездов с экспортными грузами. Из них на Северо-Кавказской железной дороге – 100 составов, а на Октябрьской – 18 поездов. Наиболее тяжелой была обстановка на подходах к портам Дальнего Востока и Юга России.