Отказ РФ от системы МДП и последствия для перевозчиков

Как уже было известно, осенью прошлого года Федеральная таможенная служба России издала распоряжение, согласно которому приостанавливается действие гарантийного обеспечения по международной системе TIR на территории Российской Федерации. Исключения составили некоторые региональные таможни на границе с Финляндией и Республикой Беларусь. Взамен книжек Международных дорожных перевозок (МДП) таможня предписывает перевозчикам предоставить банковскую гарантию, либо поручительство, либо внести депозит в счет обеспечения уплаты таможенных пошлин и платежей при транзите через территорию РФ. В таможенном ведомстве пояснили, что данные изменения связаны с наличием непогашенного долга у Ассоциации международных автомобильных перевозок (АСМАП) перед ФТС в размере более 20 миллиардов рублей. АСМАП уже оспорило это заявление в Высшем арбитражном суде, где коллегия судей признала заявление ФТС не соответствующим действительности. Кроме того, ФТС заявила о намерении создать новую систему гарантийного обеспечения при транзите через территорию стран-членов Таможенного союза.

Международный совет автомобильного транспорта (МСАТ) предоставил информацию о потерях автоперевозчиков из-за отмены действия книжек МДП. Потери составят порядка 72 миллиардов рублей в год. Данная информация основывается на исследования, проведенные независимыми экспертами различных экономических институтов: Высшей школы экономики, Белорусского научно-исследовательского института, Научно-исследовательского института транспорта и коммуникаций Казахстана, а также Копенгагенского экономического института. В ходе исследований использовались различные методики, однако все эксперты пришли к одному и тому же выводу: стоимость перевозки груза значительно подорожает без системы МДП.

К основным статьям дополнительных расходов специалисты отнесли приобретение альтернативного гарантийного обеспечения уплаты таможенных пошлин и платежей, покупка поручительства специально аккредитованных при таможенном ведомстве организаций. Так, стоимость гарантийного обеспечения, оплата услуг по оформлению необходимой документации в зависимости от пункта пропуска на границе Российской Федерации будет варьироваться от 3 тысяч до 93 тысяч рублей за одну транзитную перевозку по территории России.

Помимо этого, издержки перевозчиков выросли за счет адаптации маршрутов грузоперевозок. Речь идет об изменении маршрутов перевозки, поскольку на сегодняшний момент транзит по книжкам МДП возможен только через белорусский и финляндский участок границы с Россией.  Такая адаптация увеличивает расстояние примерно на 200 – 300 км, в стоимостном эквиваленте это составляет порядка 10 – 15%, поскольку туда входят эксплуатационные издержки, увеличение зарплаты водителям и т.д. Так называемые, административные издержки могут вырасти на 25% за счет оформления и переоформления коммерческих документов.

Tks.ru

Logistic.ru