Работа над проектом нового таможенного кодекса завершена

На международной научно-практической конференции, проходившей с 19 по 20 ноября (местом проведения была выбрана Российская таможенная академия), обсуждались вопросы совершенствования законодательства и механизм единого окна ТС, а также текст проекта Таможенного кодекса ЕАЭС. Организаторами конференции выступили российская ФТС и Евразийская экономическая комиссия.
В выступлениях докладчиков сообщалось, что Договор о ЕАЭС вступит в силу с 01.01.2015 года и будет регулировать функционирование ЕАЭС. Что же касается таможенного регулирования, то оно будет осуществляться на основе положений Таможенного кодекса ЕАЭС, вступающего в силу с 01.07.2016 г. В переходный период будут действовать те положения Таможенного кодекса, которые применяются в ТС, что позволит избежать нарушения таможенного законодательства и регулировать все таможенные правоотношения.

Таможенный кодекс ЕАЭС готовится рабочей группой, в состав которой входят бизнес сообщества России, Казахстана и Беларуси, специалисты Евразийской экономической комиссии, эксперты государственных органов Таможенного союза и ЕЭП. Специалисты считают, что готовящийся кодекс будет существенно отличаться от действующего Таможенного кодекса, прежде всего в структурном отношении. Он будет более детализированным и усовершенствованным, так как в документ вводится кодификация международных договоров.

В 1-м разделе обозначены общие положения таможенного регулирования, перемещения товаров, владения, пользования и распоряжения этими товарами как на территории стран, входящих в Союз, так и за их пределами. В этом же разделе оговорена Единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности, классификация товаров, определение происхождения и таможенная стоимость товаров. 2-й раздел посвящен таможенным операциям. В нем содержатся нормы совершения всех таможенных операций, передвижения товаров по таможенной территории Союза, временного хранения таможенного декларирования и выпуска товаров. В 3-м разделе идет речь о таможенных процедурах и условиях перемещения и использования товаров, согласованных на основе международных договоров, услугам растаможки. 4-й раздел посвящен таможенным платежам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам, срокам и порядку уплаты налогов и таможенных пошлин, вопросам возврата денежных средств и взыскания платежей.

5-й раздел – об особенностях порядка и условиях перемещения отдельных групп товаров через границу ЕАЭС. Тут упоминаются товары личного пользования, перемещаемые физическими лицами, международные почтовые отправления товаров, транспортные средства международной перевозки, товары, перемещаемые трубопроводным транспортом и линиями электропередач, товары, идущие через дипломатические представительства и т. д. В 6-м разделе говорится о проведении таможенного контроля, определяются формы, меры и порядок его проведения. В 7-й раздел включены некоторые положения ТК ТС о необходимости обмена информацией, предоставлении административной помощи со стороны таможенных органов союзных государств, принятии единого таможенного реестра объектов, находящихся в интеллектуальной собственности.

8-й раздел содержит общие положения о лицах, задействованных в таможенной сфере, нормы деятельности таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев СВХ, таможенного склада, свободного склада, магазинов беспошлинной торговли. А также уполномоченных таможенных операторов. Все переходные положения указываются в 9-м разделе.

Таким образом, текст проекта разработан, и следующим этапом станет осуществление внутригосударственного согласования, после которого сам проект нового Таможенного кодекса разместят на специальном сайте Евразийской экономической комиссии.

На конференции также отмечалось, что разработчики ТК ЕАЭС ставили перед собой цель соблюсти баланс между интересами бизнеса и государственных органов. В новом ТК приоритетное место предоставляется электронному таможенному декларированию, автоматической регистрации таможенной декларации, упрощению растаможивания и условий перемещения товаров отдельных категорий. В положениях о нетарифном регулировании, запретах и ограничениях изменен подход к регламентации, чтобы убрать чрезмерные административные барьеры и снизить издержки бизнес сообществ.