Рынок логистики учится оборачивать проблемы в свою пользу

Подведя итоги 2014 года в сфере транспортно-логистических услуг, можно сделать вывод о том, что результаты года не столь пессимистичны. Например: отслеживалось снижение коммерческих перевозок на 3,3%, рост грузооборота на 3,3% за счет дальности перевозок; рост тарифов в среднем увеличился на 1,4%, на морском и внутреннем водном транспорте на 14,5% и 13,4%; сокращение автомобильных перевозок произошло на 4,4%, грузооборота на 2,5% (в сентябре-декабре более чем на 10%); снижение погрузки на железнодорожном транспорте на 0,8% (руда, строительные и импортные грузы) при  увеличении грузооборота на 4,6%; грузооборот портов вырос на 5,7% (уголь +15,1%, грузы в контейнерах +5,3%, зерно в 1,6 раза, экспорт на 6,7%, импорт сократился на 5,7%).

Эксперты полагаю, что ситуация текущего года негативно отразится на спросе на транспортные услуги в условиях экономических санкций и рецессии. Ожидается снижение объемов грузоперевозок на 17%, а грузооборота на 7,4%. Импортный грузопоток также может сократиться более чем на одну треть. Сегмент автомобильных перевозок, который и в прошлом году пострадал больше всего, просядет сильнее, чем в предыдущий кризис: предполагается сокращение выручки в 2015 году на 13-15%.

Крайне тяжелая ситуация может настигнуть те компании, которые ориентированы на ЕС. Сегодня автомобильный транспорт обеспечивает около 59,2% международных доставок сборных грузов, а сокращение объема в европейском направлении прогнозируется до 70%.

Однозначно, в данной ситуации повышается значение российских портов, которые отвечают за перевалку продовольствия из развивающихся стран, наращивание грузопотока между странами Евразийского экономического союза и рост объема внутренних перевозок железнодорожным и автомобильным транспортом. По сути это  и есть тот рынок, за счет которого сегодня смогут развиваться логистические и торговые компании.  Однако надо быть готовыми к ужесточению госрегулирования. Уже сейчас европейские компании предоставляют целые списки дополнительных факторов, которые будут влиять на рост затрат и стоимость автоперевозок, среди них: ожидается ужесточение весового контроля на дорогах РФ, снижение допустимого процента отклонения от максимально допустимого веса и т.п. Не исключено, что многим компаниям понадобятся консультации по вопросам таможенного оформления.

На практике эти факторы могут привести к изменению маршрутов и усложнению цепочек поставок, поэтому вопрос выживания останется главным для транспортных компаний.

По словам Олега Дунаева, председателя комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ, выделяют три формы развития: банкротство, слияние и поглощение, партнерство или стратегическое партнерство. В какой из форм будет участвовать предприятие, оно выбирает самостоятельно. По его мнению, в условиях неопределенности выход для компаний – найти свое конкурентное преимущество и выстроить соответствующую стратегию. Именно это сейчас и делают аутсорсинговые таможенно-брокерские компании, которые имеют процент роста 50-70%.

Ввиду падения объемов заказов, многие компании стали обращаться  к аутсорсу на базе долгосрочных контрактов с профессионалами. С другой стороны в России сегодня очень сложно найти хорошего 3PL-оператора, т.к. они абсолютно не подготовлены, чтобы предлагать сервис и осуществлять грузовые перевозки в Европу. «Мы можем сколько угодно говорить о аутсорсинге, о 3PL, 4PL и т.д., но мы не можем обеспечить качество, которое хочет потребитель», – подытоживает Олег Дунаев.

Однако логистические операторы тоже имеют претензии к клиентам. Особенно это проявляется в особенностях менталитета. Цель 3PL-оператора – оптимизировать общую затратную составляющую, а для этого партнер должен раскрыть логистическому оператору экономику своих бизнес-процессов, но клиенты к этому не готовы.

Участники ВЭД и владельцы транспортных компаний предлагают ряд мер, направленных на сокращение затратной части своего бизнеса, например: сокращение пустых пробегов, максимальное использование обратных загрузок, применение графиков подачи транспортных средств для сокращения времени ожидания погрузки-разгрузки, эффективное использование площади транспортного средства. Вопрос о переходе на IT-технологии решили пока отложить, т.к. посчитали нецелесообразными такие капиталовложения в условиях кризиса.

Также, перевозчики все больше стали консолидировать рейсы, т.к. это позволяет оптимизировать затраты. Уже были отменены привилегированные направления.  Все попадает в общий блок планирования с учетом оптимизации.