Строительному рынку эмбарго не страшно

Продукция транспортного машиностроения России будет пользоваться большим спросом, а сам рынок продолжит привлекать иностранные компании и в дальнейшем. Эксперты отмечают также большой интерес зарубежных производителей к рынку ж/д техники России, который стал лидером закупок подвижного состава в последние несколько лет (с 2008 по 2013 годы секций локомотивов закуплено на 5 млрд. евро, грузовых вагонов – на сумму 18,6 млрд. евро, пассажирских – на 2,1 млрд. евро). Подвижной состав необходимо постоянно обновлять, поэтому РЖД планирует закупить еще 7000 секций локомотивов (на 9,2 млрд. евро). Дальнейшая стратегия в этой отрасли требует большого ежегодного объема закупок грузовых (63,4-78,1 тысяч вагонов) и пассажирских вагонов (1,9-2,7 тыс.). Государство заинтересовано в инновационном развитии данной отрасли, в разработке и изготовлении собственной продукции, не уступающей в качестве иностранной и способной составить ей достойную конкуренцию. Иностранному же производителю необходимо сначала закрепиться на российском рынке, локализовать производство и сборку собственных изделий.
В последнее время в РФ все больше обеспокоены возможностью возникновения дефицита на импорт многих товаров, который является следствием кризиса в экономических взаимоотношениях между Россией и Западом. Эксперты заявляют, что в строительной отрасли такие опасения отсутствуют. Они уверены, что никакое эмбарго на ввоз стройматериалов не нанесет вреда строительству России.
Основные поставщики цемента – Турция, Иран и Беларусь – дают свыше 60% импорта этого материала, его поставки составляют в общей сложности 7%. Поставки строительного кирпича не превышают 4% от общей цифры потребления. Стабилизировался импорт стекла (35%). Но в связи со строительством новых заводов по производству строительного стекла ожидается снижение доставок грузов из Дании, Италии, Беларуси и Китая со стекольной продукцией, которые сейчас обеспечивают поставку материала на 50%. Металлопрокатом страна обеспечивает себя самостоятельно. Исключительно локальной продукцией является также товарный бетон и железобетонные изделия. Доля импорта нерудных материалов составляет 5%, из них 82% поставок обеспечивает Украина. Российское производство готово к модернизации в ближайшем будущем, чтобы обеспечить строительство необходимыми материалами.
Страна продолжает строительство заводов, производящих цемент, теплоизоляционные материалы, стекло, ЖБИ, делая попытки полностью обеспечить отечественный рынок базовыми стройматериалами. Государству необходим самодостаточный и устойчивый рынок.
«Слабое звено» строительного рынка России – само оборудование по производству стройматериалов, поставки которого обеспечивают грузовые перевозки из Великобритании, Германии, Японии и т.д. Импортное машиностроение составляет 80%. Наиболее высокая цифра (90%) приходится на долю оборудования для кирпичной и цементной отрасли. Почти такая же цифра и по импорту автоклавного газобетона. Производство железобетона находится в наиболее выигрышном положении, так как 70% всего оборудования для его производства обеспечивается российскими предприятиями.
Промышленная безопасность Российской Федерации напрямую зависит от поставок машиностроительной отрасли зарубежных стран. Исполнительная власть государства занялась проработкой вопроса о возможности импортозамещения машиностроительных товаров и оборудования для производства стройматериалов.