Трудности в сфере ВЭД

Сегодня все больше и больше логистических компаний отказываются от такого сегмента оказываемых услуг, как «таможенное оформление». Большое влияние на это оказывает ухудшение экономики страны. Не исключено, что в результате закрытия официальных пунктов оказания помощи в таможенном оформлении, начнет расти нелегальный сегмент растаможки сборных грузоперевозок подобного рода, а на рынке вновь начнет доминировать технология выпуска за печатью клиента.

Существует несколько вариантов ухода «в тень»: радикальная, взвешенная и оптимизирующая затраты.  При радикальной технике компания просто выходит из Реестра Федеральной таможенной службы России и осуществляет свои услуги по договоренности с клиентами за их печатью. Взвешенный вариант предполагает союз двух и более таможенных представителей под одним брендом. Тогда лишь часть грузов уходит «за печатью клиента», а привилегирующий поток остается в официальной зоне. Это выгодно для крупных или «градообразующих» клиентов. Способ оптимизации затрат выгоден для холдинговых решений, в случае, когда два таможенных представителя объединяют свои клиентские потоки и персонал. Это позволяет снизить затраты на обслуживание обеспечения для включения в Реестр почти в два раза и таможенное оформление не переводится в «серый сектор».

Можно отметить две причины ухода компаний  «в тень». Первая – это девальвация рубля. Если раньше обеспечение деятельности таможенного представителя обходилось в 1 млн. евро, то сейчас эта процедура обходится практически в два раза дороже. Вторая причина – это огромное снижение импорта товаров и тенденция на его дальнейший спад. Данное условие как раз и можно решить путем оптимизации процессов внутри самого таможенного представителя, причем без необходимости выхода из Реестра.

Законодательство России в сфере таможенного дела и ВЭД постоянно и непрерывно совершенствуется вот уже на протяжении 10 лет, с момента выхода в 2004 году Таможенного кодекса (ТК) РФ. Естественно, каждый последующий закон или законодательный акт, регулирующий данную сферу, становится все жестче и все более отвечает международным нормам. А после образования Таможенного союза (ТС) и Евразийского экономического союза (ЕАЭС) законодательство существенно усложнилось за счет отсылочных норм на национальные законодательства. При этом все участники ВЭД могут получать консультации по таможенному законодательству.

Однако не следует недооценивать положительные результаты работы: в уже подготовленном проекте Таможенного кодекса ЕАЭС, который должен вступить в силу в 2016 году, существует  ряд прогрессивных новшеств, таких как приоритет использования информационных технологий во всех разделах, начиная с таможенного оформления и заканчивая проведением платежей.
И если в области таможенного регулирования сегодня происходят довольно активные действия, то  неравномерное развитие профессиональных институтов таможенного представителя и уполномоченного экономического оператора (УЭО) тянет всех на дно. Статус УЭО полностью реформирован в сторону соответствия мировым стандартам и делится на три категории с разнообразным функционалом и различным размером вносимого обеспечения. Все эти меры позволят логистическому бизнесу учесть особенности обладания статусом и расширят возможности его применения. Сегодня же реестр УЭО ведется с нарушением заявленных временных параметров, а объем декларирования операторами в России оценивается цифрой в 1%. Брокерский процент выглядит более убедительно и составляет 43%.