ВОЗ исключила порты Крыма из перечня санитарных правил

Всемирная организация здравоохранения изъяла крымские порты из перечня международных санитарных правил. Теперь все медицинские и санитарные свидетельства, выданные судам в портах Крыма, не будут приниматься портами третьих стран. Эксперты уверенны, что такое положение вещей еще больше усугубит плачевное положение портов аннексированного полуострова. Украинское Правительство официально закрыло морпорты АР Крым, согласно резолюции ООН от 27 марта 2014 года, которая признает принадлежность Крыма Украине. По проверенным данным, до сих пор суда третьих стран продолжают совершать судозаходы на полуостров.

По международным медико-санитарным правилам, которые были приняты в 2005 году, все суда должны получать судовые санитарные свидетельства для разрешения заходить в следующий порт следования. Европейское бюро ВОЗ 7 ноября 2014 года обнародовало новый перечень портов, имеющих право выдавать подобные свидетельства. В данном списке нет пяти портов Крыма: Керчи, Севастополя, Феодосии, Ялты и Евпатории.

Тем самым ВОЗ не признает российской юрисдикции над данными портами. Так, все крымские санитарные сертификаты являются недействительными и подлежат изъятию.

Эксперты заявляют, что судно, которое заходило в оккупированный Крым, не должны принимать порты цивилизованных стран, так как оно не имеет легитимного медико-санитарного свидетельства из предыдущего порта. Однако капитаны судов пытаются  обходить данную ситуацию, особенно в случаях срочной доставки сборных грузов. Во-первых, они могут просто дать взятку, где это возможно. Во-вторых – после захода в Севастополь можно зайти в Новороссийск и получить там документ для дальнейшего следования в порты европейских стран. Также могут возникать и другие серые схемы, которые для большинства судовладельцев будут достаточно обременительными.

На работу крымских портов новое ограничение уже мало повлияет, так как и без того они находятся в глубоком кризисе из-за того, что отрезаны от грузовой базы. Крымские порты работали преимущественно с украинскими и российскими экспортными грузами, которые туда приходили по железной дороге. На данный момент этот поток полностью остановлен. Сейчас вообще нет официальной информации, как изменилась загруженность этих портов после присоединения полуострова к России. Хотя и без нее ясно, что загруженность существенно упала. Российские эксперты указывают, что за 2014 год один только порт Севастополь сократил свой грузооборот на 62%.

После аннексии Крыма украинские грузопотоки с крымских портов были переориентированы на порты континентальной части Украины. В частности, зерновые, рудные, наливные и металлогрузы приняли на себя порты «большой Одессы» и Николаева. Грузы автомобильной техники перешли Ильичевску. Несмотря снижение общей экономической активности Украины в 2014 году, администрация украинских морских портов объявила о росте грузооборота на 5%.

Однако специалисты портала Black Sea News, редакция которого ранее располагалась в Ялте, а сейчас – в Киеве, с помощью международных электронных систем наблюдения постоянно фиксируют заходы иностранных судов в крымские порты. По данным таких наблюдений судозаходы в порты Крыма уменьшились в десятки раз, а порты Ялты, Феодосии и Евпатории почти стоят. Для сравнения – в порты Крыма с 14 ноября по 14 декабря зашли 14 судов из Турции и через Босфор. За указанный период в порты Украины через Босфор прошли 566 судов. Портал составляет черный список судов, которые нарушают международный запрет на заход в Крым. В этом перечне все меньше становится иностранных судов, а доля российских судов – растет.

Российские эксперты отмечают, что основной грузопоток идет из России в Крым для обеспечения потребностей полуострова. По их мнению, решение ВОЗ заставит иностранные суда не нарушать запрет на заходы в порты Крыма. Из иностранных компаний на свой страх и риск плавают преимущественно турецкие суда.