Бизнес с Китаем во времена кризиса

Современная экономическая ситуация достаточно серьезно влияет на импорт. На сегодняшний день наблюдается значительное снижение импортных поставок, поскольку на резкое падение курса рубля к доллару и юаню рынок не мог не прореагировать. Согласно статистике петербургских портов, за последние месяцы объем импорта снизился ориентировочно на 50%. На данный момент большинство импортеров ожидают стабилизации курса. Возврата курса на уровне 40-45 рублей за доллар не ждет никто, но для возобновления деятельности и ее реорганизации в соответствии со сложившимися экономическими условиями импортерам необходима более стабильная ситуация на валютном рынке.

На данный момент еще продолжает поступать продукция, заказанная до падения курса. Если же пауза в импортных поставках, обусловленная неблагоприятной экономической ситуацией, затянется, внутренний рынок начнет испытывать дефицит. Поэтому заказы на закупку и производство, несмотря на повышение цен, уже начинают поступать. В нынешних условиях для всех участников рынка важно получить обоснованные цены, чтобы импортный товар на внутреннем рынке страны был конкурентоспособным и востребованным. С этой целью отдельные ритейлеры начинают самостоятельно выходить на китайский рынок для того, чтобы изучить ценовую политику китайских производителей по отдельным группам товаров и оценить ситуацию в целом. Полученная информация даст возможность конечным продавцам эффективно торговаться с поставщиками и позволит избежать необоснованного завышения цен. Компании, которые успешно пережили не один кризис, имеют опыт выживания в подобных непростых условиях и перестраивают свои отделы ВЭД согласно сложившейся ситуации. Молодым компаниям, которые не работали в кризисных условиях, эксперты рекомендуют воспользоваться опытом специалистов и организовать работу уже с учетом новых условий.

Новые условия рынка в немалой степени коснулись также перевозчиков и таможенных представителей. Так, если до кризиса цены на морские перевозки были стабильными и могли не изменяться на протяжении 3-4 недель, то на данный момент ситуация может меняться буквально в течение нескольких дней. Понимая это, импортеры должны более внимательно подходить к мониторингу рынка, чтобы иметь возможность оптимизации логистики, поставок и т.д. Перевозчикам и другим участникам данного рынка также необходимо перестраивать свою работу в соответствии с нынешними условиями. Конкурентоспособность и вообще существование участников рынка перевозок товаров из Китая напрямую зависит от того, какие способы и пути доставки, а также дополнительные сервисы, они смогут предложить импортерам и насколько актуальными они будут.

В кризисных условиях вопросы оптимизации сроков и стоимости доставки товаров из Китая приобретают особую важность. Поэтому новые логистические решения, которые предлагают компании-перевозчики, интересуют всех импортеров. Одно из таких решений – доставка грузов из Шанхая в Москву регулярным скоростным контейнерным поездом. Это стабильный, быстрый и сравнительно недорогой вариант, позволяющий снизить затраты на перевозку. Транзитное время перевозки контейнера из Китая на данном поезде составляет 12 дней.

На данный момент все понимают, что полностью заместить импорт невозможно. Для этого в России недостаточно производственных мощностей. Но вполне возможно поменять поставщиков и воспользоваться услугами компаний, предлагающих более приемлемые условия. Также одним из перспективных вариантов является аутсорсинг некоторой части производственных процессов в России. К примеру, это может быть сборка или другие работы, стоимость которых на российских предприятиях может быть более приемлемой. Китайские фабрики также могут рассматриваться в качестве перспективных площадок для производственного аутсорсинга. Различные взаимовыгодные совместные предприятия с представителями китайского бизнеса, сотрудничество в области инноваций и промышленности с Китаем – это реальная возможность решить проблему импортозамещения.

Многих импортеров волнуют вопросы, связанные с качеством китайских товаров. Не вызовет ли нынешняя ситуация ухудшение качества продукции, произведенной в Китае? По мнению экспертов, в последние годы качество китайских товаров значительно улучшилось, но, тем не менее, большое значение в этом вопросе имеет закупочная цена. Если клиент старается по максимуму снизить стоимость производимой продукции, производитель найдет возможность сэкономить на отдельных этапах производственного процесса. Но в большинстве случаев для того чтобы сохранять конкурентоспособность, производитель вынужден поддерживать качество на должном уровне.