О финской таможне

Финляндия – востребованное направление для транзитных грузов, следующих в Россию, и объем грузоперевозок из Финляндии в Россию стабильно высок. При этом многие транспортные и логистические компании отмечают, что методы работы финской таможни существенно отличаются от тех, которые используются в других европейских странах, в том числе и в России. Одна из особенностей финской таможни – более жесткое толкование Таможенного кодекса. При этом даже за самые маленькие нарушения и ошибки предусмотрены достаточно серьезные взыскания. Многие компании, занимающиеся транзитным бизнесом, страдают от поборов и произвола финской таможни. По мнению специалистов, зачастую мера ответственности этих компаний несопоставима с прибылью, что не может не оказывать негативное влияние на развитие бизнеса.

Основным аргументом финской таможни, объясняющим столь жесткие требования, является необходимость защиты страны от российской преступности. На самом же деле специалисты считают, что основная цель подобных действий – пополнение государственного бюджета. Финская таможня традиционно имеет широкие полномочия и наделена большой властью. Она может выступать и в качестве административного органа, и в качестве полиции. При этом именно чиновники среднего звена наделены самыми широкими полномочиями. В результате они могут принимать практически любые решения, вплоть до неприкрытого давления на компании и отдельных предпринимателей. Примером тому могут послужить различия в таможенном оформлении на разных таможнях Финляндии. И если на одной таможне требуется предоставить одни документы, на другой могут потребовать другие.

За нарушения Таможенного кодекса финская таможня имеет возможность привлекать нарушителей к уголовной ответственности. В большинстве случаев давление оказывается на небольшие компании, которым очень трудно в судебных тяжбах противостоять таможенным органам, поскольку суды, как показывает практика, принимают сторону таможни. Самое неприятное, что принципиальность финской таможни достаточно избирательна. Если небольшие фирмы привлекаются к ответственности порой за самые незначительные ошибки, допущенные по невнимательности, то к крупным компаниям типа «Стивеко», даже при наличии серьезного нарушения претензий не предъявляется. На их нарушения чиновники таможенных служб просто закрывают глаза.

Имеет особенности и порядок обжалования решений таможенного органа в суде. Первая инстанция, куда следует обратиться при обжаловании, – сама таможня. Специалисты считают данный факт существенным недостатком таможенной системы Финляндии. Добиться отмены решения удается лишь в редких случаях при наличии очевидных и грубых нарушений при вынесении решения. В большинстве же случаев таможенные чиновники своего решения не изменяют. Второй инстанцией является административный суд Хельсинки. Как правило, суд также принимает решение в пользу таможни. Следующая инстанция – Верховный административный суд Хельсинки. Здесь при наличии заключения суда Европейского Союза, можно добиться более объективного и справедливого решения. Одной из причин подобных проблем при рассмотрении финскими судами таможенных споров специалисты считают отсутствие в Финляндии видных ученых, которые бы специализировались в сфере таможенного дела. Именно отсутствие компетентных специалистов, которые могли бы дать полезные советы в отношении того или иного дела, дает простор таможне действовать на свое усмотрение, часто в ущерб развитию бизнеса.