Ro-Ro перевозоки на Балтике

Рынок морских перевозок меняется ежегодно, то увеличивается, то показывает некоторое снижение. Однако на нем неизменно популярными остаются паромные Ro-Ro перевозки, которые даже в условиях кризиса демонстрировали неизменный рост. Ro-Ro перевозки предназначены для транспортировки накатных грузов. С их помощью перевозятся автомобили, сельскохозяйственная техника, тягачи, прицепы, трейлеры, вагоны и прочее колесное оборудование. Свое название такой вид перевозки взял от английского словосочетания roll-on/roll-off – «вкатывай-выкатывай» по-русски.

Судна для перевозки Ro-Ro грузов называют ролкерами. Они обычно имеют наклонные въезды – рампы, по которым колесная техника сама заезжает на судно, а затем выезжает из него в порту прибытия. Для обслуживания таких грузов не нужна специализированная погрузочная техника. Ro-Ro грузы нельзя штабелировать, так что такие перевозки менее эффективны по сравнению с контейнерными, так как судно способно вместить в себя меньше грузов. Есть гибридные суда, в которых можно перевозить как контейнерные грузы, так и накатные. Во всем мире ролкеры являются основным видом транспорта, на котором перевозятся новые автомобили.

Лидерами по объемам в данном виде морских перевозок неизменно остаются Эстония, Дания, Германия и Швеция. Соседние прибалтийские страны – Финляндия, Литва и Латвия также имеют большой опыт по перевалке Ro-Ro грузов. Объемы Ro-Ro перевозок традиционно вдвое превышают оборот контейнерных грузов. Крупнейшие российские порты балтийского бассейна, такие как Санкт-Петербург, Калининград и Балтийск оснащены всем необходимым для приема Ro-Ro паромов из Финляндии, Германии, Дании, Швеции и Польши. Порты восточной Балтики неуклонно наращивают объемы перевозок накатных грузов. В плане Ro-Ro перевозок Балтийское море экономически и стратегически очень значимо для России. По нему проложены важнейшие паромные маршруты, которыми связаны расположенные на его побережье страны и линии Атлантического океана.

Финские паромные линии северного Балтийского региона успешно занимаются международными перевозками из Финляндии Ro-Ro грузов во все балтийские порты. Порт Кдайпеды также наращивает объемы транзитных Ro-Ro перевозок, тем самым увеличивая товарообмен между Западом и Востоком. Морской терминал в Клайпеде, кроме России, тоже обслуживает паромные линии в Швецию, Германию, другие европейские страны. После того, как были оборудованы дополнительные складские площади, к клиентам прибавилась датская линия до Копенгагена.

Таллиннский порт также предлагает услуги по всем видам перевозок Ro-Ro грузов и объемы таких грузоперевозок постоянно растут. Перевалкой накатных грузов занимаются входящие в состав Таллиннкого порта  порты Мууга, Ванасадам и палдиски Лыунасадам. Все вместе они располагают широкой сетью регулярных паромных Ro-Ro линий в порты Балтии, благодаря которым связаны с портами России, Швеции, Бельгии, Финляндии, Германии, Нидерландов и Великобритании. Палдиски Лыунасадам, кроме того, работает прямым сообщением на Con-Ro линии из США. Совместно с железной дорогой Эстонии и региональными экспедиторскими компаниями, дальше грузы поступают по транспортным коридорам в Россию и Казахстан, страны Центральной Азии.

Современная технология перевозки Ro-Ro грузов очень проста, ведь грузы самостоятельно заезжают на паром, а затем из него выезжают. Большим преимуществом является тот факт, что вместе с трейлерами можно не транспортировать тягачи. Каждый порт, который занимается перевалкой накатных грузов, имеет специальные собственные тягачи, с помощью которых прицепы и грузы закатываются на судно. Пользуясь такими портовыми услугами, многие компании отказались от траков вообще. Эти специальные тягачи обычно желтого цвета без номерных знаков, так как не имеют права выезжать из порта.

Также Ro-Ro перевозки удобны и для транспортировки негабаритных грузов. При этом груз ставят на специальную платформу и закатывают в судно. Внутри парома есть несколько специальных мостиков, по которым колесная техника разъезжается по разным уровням судна. На паромах может быть до 5-6 этажей.

Если в остальных отраслях судоходства стоимость перевозки рассчитывается от количества метрических тонн, то стоимость Ro-Ro перевозок измеряется в единицах «полос в метрах». Цена на перевозку зависит от длины самого груза. Это еще больше заставляет клиентов отказываться от тягачей, так как за их метраж тоже приходится платить. Когда речь идет о негабаритных грузах, то тут уже учитывается длина, высота и ширина. При транспортировке на пароме оплачивается перевозка самого груза, водительский билет, если нужно, то каюта и питание. После отмены паспортного контроля на Балтике, перевозки Ro-Ro грузов стали еще более популярными. Вообще, Ro-Ro перевозки – это очень просто, удобно, быстро и экологично.