Ситуация на транспортном рынке

Транспортный рынок на сегодняшний день претерпевает серьезные изменения. Связано это как с экономической ситуацией в России, так и с другими факторами. Традиционно одними из наиболее востребованных способов доставки грузов в Россию являются морские и автомобильные перевозки. Какова же ситуация на данный момент в сфере морских и автомобильных перевозок и какие перемены ожидают участников данного рынка?

Морские перевозки

Доставка в Россию через порты Балтики в силу многих причин всегда пользовалась высоким спросом. Многочисленные балтийские порты постоянно развиваются и предлагают все более качественный сервис. Открытие на Балтике порт-хаба на базе порта Гданьск открыло широкие возможности для организации доставки грузов со всего мира. На сегодняшний день это действительно достойный порт-хаб, которому среди балтийских портов нет конкурентов.

Финляндия для российских грузов является важным транзитным направлением. Финские порты: Хельсинки, Котка, Турку предоставляют сервис высокого уровня. Их отличает хорошо развитая инфраструктура и наличие крупных логистических центров непосредственно в порту. Также перспективными с точки зрения транзита в Россию является порт Клайпеда (Литва) – крупнейший по контейнерным перевозкам, Таллин (Эстония) – наиболее близкий к России транзитный порт. Из-за снижения грузопотоков все транзитные порты испытывают достаточно серьезные затруднения. Участники рынка грузоперевозок вынуждены корректировать цены и условия, а многие из них – вообще уйти с рынка.

Один из крупнейших российских портов – Санкт-Петербург всегда работает на пределе своих возможностей, поэтому последствия негативных тенденций касаются его в самую последнюю очередь. Но в нынешних условиях важны любые конкурентные преимущества, поэтому вопросы развития данного порта и улучшения качества сервиса остаются актуальными. Эксперты акцентируют внимание на вопросах сухопутной инфраструктуры, поскольку это достаточно серьезная проблема для всех балтийских портов. Кроме того, на сегодняшний день на Балтике наблюдается некоторый недостаток контейнеров.

С 2015 года на Балтике ужесточились экологические требования, а именно ограничения на выбросы судовыми двигателями. Это неизменно повлечет увеличение ставок на фрахт и увеличение общей стоимости перевозки грузов. Поэтому актуальными становятся альтернативные пути доставки грузов через южные порты. Для балтийских портов, в особенности тех, которые специализируются на ро-ро перевозках, данный факт может стать весомым ударом.

Автомобильные перевозки

Рынок автомобильных перевозок также переживает непростые времена. Спад грузопотоков для компаний-перевозчиков является очень ощутимым. Для того чтобы удержаться на плаву и переждать кризис, многие из них работают без прибыли или даже в убыток. Тем более что издержки только возросли. Так, стоимость новой гарантии значительно выше стоимости ТИРа, да и другие расходы в связи с экономической ситуацией в стране также увеличились. На сегодняшний день, по мнению экспертов, достаточно большое число перевозчиков, либо переориентировались на внутренний рынок, либо вообще ушли из бизнеса.

Для того чтобы остаться в бизнесе, компании-перевозчики должны предложить своим клиентам новые, более приемлемые логистические схемы и конкурентные условия в отношении стоимости и сроков доставки. При этом на рынке присутствует множество посредников и мошенников, которые не соблюдают правила и затрудняют работу перевозчиков, действующих в рамках правового поля. Клиенты, как правило, стараются найти компанию, которая организует доставку груза по самым низким ценам, из-за чего многие из них попадают на удочку мошенников или недобросовестных перевозчиков. В этом случае говорить о качественном сервисе не приходится. Зачастую число посредников, задействованных в одной перевозке, доходит до 7-8. Каждый из них берет плату за свою работу, не заботясь об общем качестве услуги и конечном результате.

Перевозчик по договору отличается от посредника-диспетчера в первую очередь тем, что он принимает груз от отправителя или предыдущего перевозчика и лично вручает его следующему перевозчику или же получателю. Принимая груз, перевозчик должен вручить расписку, обязательно датированную и подписанную им. Кроме того, свое имя и адрес он фиксирует на втором экземпляре накладной. Благодаря последним изменениям в налоговом законодательстве, компании, предоставляющие реальные услуги перевозки грузов, получили более ощутимую защиту от посредников. Это позволит предоставлять клиентам более качественные услуги, оптимизировать соотношение цены-качества и гарантировать прозрачность бизнеса.