В завершающей стадии находятся переговоры о создании зоны свободной торговли между странами Таможенного союза и Вьетнамом. Соответствующее соглашение может быть подписано уже в начале 2015 года. В правительстве Российской Федерации надеются, что соглашение будет моделью создания ЗСТ и с другими странами АСЕАН. Эксперты, однако, скептичны, так как такие договоры не являются типовыми и предполагают изъятие больших объемов из режима беспошлинной торговли.
Зафиксировав приоритеты сотрудничества РФ и Вьетнама, стороны также договорились увеличить поставки в Россию сельхозпродукции и товаров морского промысла, подписали двусторонние соглашения о поставках нефти, инвестициям в совместные проекты по ее переработке. На данный момент межправительственной комиссией уже курируется 17 инвестпроектов на общую сумму более $20 млрд.
Российская власть ожидает, что создание ЗСТ поможет достичь увеличения торговли между странами $10 млрд к 2020 году. По мнению экспертов прямой эффект от создания ЗСТ может оказаться незначительным, так как сегодня речь идет лишь о смягчении ограничений по тарифам. В первую очередь существенных изъятий стоит ожидать именно по международным перевозкам грузов из Вьетнама с сельхозпродукцией. Сходя из структуры торгового оборота с РФ, основной выигрыш от снижения пошлин получат именно вьетнамские поставщики. По цифрам 2013 года их поставки намного превысили экспорт из России – $2,6 млрд против $1,4 млрд. Основными статьями вьетнамского импорта в Россию остаются бытовая техника, одежда и обувь. Российский экспорт в основном обеспечивает продукция ВПК, в меньшей степени электроника, топливо, металлы и удобрения.
Опыт по созданию ЗСТ с Вьетнамом можно использовать в отношении других государств Ассоциации стран Юго-Восточной Азии. По словам Дмитрия Медведева, ряд стран из данной Ассоциации уже обратились с подобными предложениями к России. Стоит отметить, что АСЕАН сама по себе – крупная зона свободной торговли. Договорами беспошлинной торговли связаны Китай, Япония, Южная Корея, Индия, Австралия и Новая Зеландия. Так как эти страны не связаны единым таможенным пространством, то и подписать соглашение с ассоциацией напрямую невозможно. Однако наличие ЗСТ с Вьетнамом облегчит доступ российским товарам на этот рынок, так как требования к стране происхождения товаров отслеживаются лишь по чувствительным для вьетнамской экономики позициям.
Договориться другими странами АСЕАН быстро не получится, так как соглашениями предполагается сложная система изъятий, и с каждым участником ассоциации нужно все согласовывать индивидуально. Немаловажными остаются и политические ограничения, так как США и Китай параллельно продвигают собственные проекты экономической интеграции в регионе – Транстихоокеанское партнерство и Всестороннее региональное экономическое партнерство соответственно.