Строительство порта Сабетта на Ямале по проекту «Новатека» «Ямал СПГ» теперь стоит 69,6 млрд руб. Произошло подорожание на 22 млрд. Перекрыть дефицит средств Минтранс предлагает урезанием или отменой финансирования других проектов и даже отказаться от аудита. Срыв срока запуска порта и завода, который запланирован на 2017 год, грозит «Ямалу СПГ» огромными штрафами.
На данный момент Минтранс обновляет проект по строительству порта Сабетта. Он уже подорожал на 47%. О том, что цена порта может вырасти, Росморречфлот подозревал еще в феврале. За государственные деньги планировалось построить: морской и подходной канал, системы управления движением судов, береговые объекты. Проект не учитывал возведение ледозащитного сооружения.
Порт вместе с заводом будут построены рядом с Южно-Тамбейским газоконденсатным месторождением в зоне вечной мерзлоты. На нем будет обрабатываться газ ОАО «Ямал СПГ» для дальнейшей отправки на экспорт. «Ямал СПГ» создана при долевом участии трех компаний: «Новатек» – 60%, французская Total – 20% и CNPC из Китая – 20%. Партнеры занимаются строительством завода по сжижению природного газа с годовой мощностью 16,5 млн тонн. Общая цена проекта — 26,9 млрд долларов США, из которых 2,6 млрд уже вложены акционерами. Первая линия по производству СПГ вместе с портом должны быть сданы в 2017 году. К этому же сроку необходимо построить и порт. Если порт не построят к этому сроку, то «Ямалу СПГ» грозят ежемесячные штрафы в сумме 400 млн долларов США.
Покрыть недостаток средств руководство Минтранса предлагает путем перераспределения финансирования из других проектов ФЦП. В ведомстве полагают, что можно вполне пожертвовать паромами для линии Усть-Луга—Балтийск и высвободить 7,9 млрд рублей, объясняя это недозагруженностью двух ныне действующих. Минтранс также предлагает не строить глубоководный контейнерный порт в Калининградской обл., так как частных инвесторов и активных морских перевозок грузов все равно нет. Это сэкономит еще 8 млрд руб. из запланированных бюджетом 17,9 млрд руб. Оставшиеся 9,9 млрд руб. все же предлагают оставить для яхтенной марины и терминала для круизных судов в Пионерском.
Еще полтора миллиарда рублей можно передать Сабетте, сократив финансирование на расширение контейнерного терминала ОАО «Петролеспорт». Однако владелец терминала Global Ports считает такую идею неправильной, к тому же инвестиции государства здесь составляют только 14 %. Также можно сэкономить на тендере по строительству инфраструктуры транспортного узла в Мурманске.
Министр транспорта Соколов также предлагает скорее внести определенные изменения в ФЦП, отказавшись от ценового и технологического аудита проекта Сабетты. Аудит затянется до конца года, и сроки введения в эксплуатацию объектов Сабетты сдвинутся на год. Практически все мощности завода по производству СПГ уже законтрактованы – 4 миллиона тонн забронировала Total, 3 миллиона – китайская CNPC, 2,5 миллиона – испанская Gas Natural Fenosa и около трех миллионов тонн Novatek Gas & Power.
tks.ru
rzd-partner.ru