Таможня закрыла финскую границу для TIR-перевозок

Федеральная таможенная служба России неожиданно для всех и без предварительного оповещения приостановила на финской границе пропуск грузовиков по книжкам МДП на крупном региональном переходе Ваалимаа-Торфяновка. Это стало неожиданностью, как для финской стороны, так и для российских таможенников и перевозчиков. Есть опасения, что грузовики пойдут через небольшие переходы Светогорск и Брусничное, образовав там огромные очереди. В данной ситуации финнов пугают лишь очереди, а российские перевозчики несут ощутимые финансовые потери, что заставляет их повышать тарифы, а это сказывается на ценах товаров на российском рынке.

 
Российская таможня распорядилась временно приостановить оформление на финской границе TIR-перевозок таможенным пунктом Ваалимаа-Торфяновка. По сообщению финской стороны, нововведения вступят в силу уже 19 марта 2014 года, а объявление об этом с финской и российской стороны появилось на сайте ФТС днем 18 марта. Такого поворота событий не ожидала ни финская таможня, ни российские грузоперевозчики. По словам руководителя филиала АСМАП по СЗФО Александра Дацюка, Федеральная таможенная служба заблаговременно никого не предупреждала. Перевозки TIR закроются только на самом большом пункте пропуска Торфяновка, а в Светогорске и Брусничном они пока останутся. Это грозит тем, что весь грузовой транспорт ринется на эти переходы, но их небольшие размеры спровоцируют образование многодневных очередей.

Перевозчики не имеют возможности быстро переделать документы, так как находящихся в рейсе водители грузовиков не имеют полномочий на громоздкую и длительную процедуру. Результатом данного эксперимента российской таможни станут серьезные задержки доставок грузов из Финляндии, увеличение необоснованных расходов транспортных компаний, которые в условиях нынешнего кризиса работают на грани рентабельности. Внезапная смена правил игры самим государством, наносит большой вред собственному предпринимательскому климату.

Российско-финская граница в последнее время оставалась единственным переходом, где еще работала система TIR. Все остальных таможни России уже прекратили упрощенный пропуск грузового транспорта, и международным перевозчикам с тех пор приходится оформлять два комплекта документов – TIR-carnet для проезда по территории Европы и специальный комплект для прохождения российской границы. В результате таких действий ФТС увеличились организационные, временные и финансовые затраты автоперевозчиков, что само по себе привело к подорожанию товаров.

В то же время Беларусь не отказалась от конвенции TIR и пропускает через свою границу российские грузовики по книжкам МДП, следующие со стороны Евросоюза. Пользуясь единым таможенным пространством ТС, автофуры следуют из Белоруссии в Россию только по книжкам МДП. Но перевозчики вынуждены делать большой крюк через Беларусь, вместо того, чтобы логистически правильно следовать через псковские таможни.

По мнению Дацюка, единственным положительным моментом запрета перевозок TIR через финскую границу, станет создание конкурентного преимущества российский портов Финского залива перед портами Финляндии. Но от этого автоперевозчикам вряд ли станет легче.

РБК

Курс.ру