Экспорт товаров из Китая увеличивается ежегодно. Тем, кот давно и успешно занимается поставкой товаров из Поднебесной, известны многое тонкости и правила, которые необходимо соблюдать в работе с китайскими производителями. Тот, кто ими владеет и принимает китайские традиции, знает китайский менталитет, уже наладил успешный бизнес, регулярно осуществляет международные перевозки из Китая с качественными и востребованными товарами.
Прежде всего, необходимо разобраться в китайском менталитете, знать историю и традиции народа. В Китае действуют другие принципы и понятия, китайцы верят в другие приметы, имеют свое собственное представление о добре и зле. К тому же они втайне считают свой народ верхом мироздания, уверенны, что Поднебесная – это центр земли, государство с древнейшей культурой, богатой историей, традициями и языком. Поэтому на другие цивилизации они смотрят свысока, считая их ниже себя. Одновременно с этим все китайцы – торгаши от природы, патологические спекулянты. В Китае есть такое понятие «гуаньси», на котором и строятся все торговые отношения. Это намного серьезнее и глубже, чем наше понятие о блате и полезных знакомствах. Это можно определить, как круговую поруку. Статус гуаньси нужно заслужить, жители Китая очень дорожат им, соблюдая все правила своего общества со своими согражданами. К иностранным партнерам это порой не имеет никакого отношения – с представителями других народностей они особо не церемонятся. Помимо этого, практически легальная система откатов в стране работает во всех отраслях и сферах. Тот, кто научился ею пользоваться себе во благо – имеют меньше проблем. К тому же китайцы достаточно мстительны и злопамятны, их ни в коем случае нельзя унизить, заставить потерять лицо. Они также не особо откровенны, их нужно научиться слушать и стараться понять то, что осталось между строк.
Если для европейцев «время – деньги», то китайцы никуда не спешат. Стоит остерегаться моментов, когда уже понятно, что переговорный процесс затянулся, а цели не достигнуты.
Перед тем, как начать налаживать бизнес в Китае, стоит придерживаться некоторых советов, сделанных опытными бизнесменами.
1. Лучше всего с китайскими товарами можно познакомиться на выставках и ярмарках, которых в Китае проходит великое множество. Также для этой цели можно воспользоваться известными торговыми Интернет-площадками, такими как Made-in-China.сom, GlobalSources.com, Alibaba.com и прочими. Увидев товары на выставочных стендах, не стоит быть полностью уверенными, что вся партия заказанного товара будет именно такого качества. За качеством нужно будет следить в процессе производства. Качество – больное место всех китайских товаров. При больших объемах заказов нужно для начала произвести небольшую пробную партию, и, если качество подходит, следить за соблюдением показателей в дальнейшем. Китайцы в процессе производства могут перейти на более дешевое сырье, что непременно скажется на товаре.
2. Перед тем как окончательно определиться с партнером по производству товаров, необходимо изучить его потенциальные возможности, узнать обо всех сферах его деятельности, опыте работы на внешнем рынке, в идеале сделать аудит на предприятии. Часто на Интернет-форумах можно найти достоверную информацию о потенциальном партнере.
3. При большом заказе необходимо убедиться, что поставщик понимает запросы заказчика, готов придерживаться оговоренной спецификации в процессе отгрузок. Для более детального рассмотрения не стоит стесняться добавлять рисунки, чертежи с подробными пояснениями. Для полного взаимопонимания нужно пользоваться услугами переводчика.
4. При заключении договора необходимо четко формулировать свои требования к качеству продукции и срокам отгрузок, все это фиксировать в письменном виде. Чтобы вовремя получить свой товар, изначально нужно иметь согласованный четкий план поставок. С китайцами часто случаются непредвиденные задержки, так что небольшой запас по времени может очень пригодиться.
5. До того, как отгружать товар из фабрики, лучше проверить качество отправляемых партий еще на фабрике, воспользовавшись услугами посредников или лично. В идеале, контролировать качество товаров нужно в течение всего производственного процесса, начиная с качества сырья.
6. Не лишним будет сделать запрос поставщику о необходимости экспертизы и сертификации выпускаемой продукции, чтобы убедиться, что она в первую очередь, соответствует стандартам Китая. Наличие таких документов – лишнее подтверждение для заказчика о серьезности компании-поставщика.
7. Если заказчик заинтересован в долгосрочном и плодотворном сотрудничестве – личное знакомство с поставщиком и производством является обязательным. Так намного легче наладить деловые и дружеские отношения с партнером.
8. Не стоит спешить и выбирать лучшее из худшего, если сразу не удалость найти нужный товар. Китай – огромная страна с не менее большим рынком, поэтому здесь обязательно найдется нужный товар по хорошей цене для каждого заказчика.