Перспективы трансшипмента на Черном море

Трансшипмент представляет собой режим перевалки контейнеров, при котором их перегрузка с одних судов на другие производится на территории одного порта, после чего они следуют далее в порт назначения. Данная технология имеет большое значение в борьбе за транзит, поскольку позволяет значительно увеличить объемы контейнерного грузооборота.

На сегодняшний день в Черноморском регионе одним из крупнейших по контейнерообороту и объемам трансшипмента порт-хабом является Констанца (Румыния). По статистике, в режиме трансшипмента здесь обрабатывается более 50% контейнеров. Данный порт обладает не только необходимыми глубинами, но также развитой инфраструктурой и другими существенными преимуществами. Схема трансшипмента такова: океанские контейнеровозы заходят в данный порт с контейнерами, которые предназначены для других стран черноморского бассейна: России, Украины, Болгарии или Грузии и выгружают их в режиме трансшипмента. После перегрузки на фидерные суда контейнеры доставляются в Варну, Одессу, Новороссийск, Поти и другие более мелкие порты черноморского побережья. Следует отметить, что из-за ограничений по условиям навигации, которыми отличается пролив Босфор, в данный порт могут заходить контейнеровозы длиной до 300 метров и вместимостью до 10 000 TEUs.

Также порт-хабом для Черного моря является порт Стамбул (Турция). Он располагается на входе в Босфор и поэтому может принимать контейнеровозы вместимостью до 14 000 TEUs. Работы по строительству современных терминалов и необходимые дноуглубительные работы ведутся и в других странах. В Украине перевалка контейнеров в режиме трансшипмента осуществляется в Одесском порту, но, по мнению специалистов, на сегодня она носит скорее эпизодический характер. Тем не менее, перспективы для трансшипмента на базе одесских портов достаточно благоприятны. В первую очередь потому, что по прогнозам специалистов порты Грузии, Новороссийск и Варна еще как минимум в течение 3-5 лет не будут готовы принимать океанские сервисы. Спрос же на контейнерные перевозки в данном регионе будет только возрастать. Во-вторых, в портах Одесского региона сейчас ведется активная работа по реализации инфраструктурных проектов, позволяющих принимать суда-контейнеровозы с осадкой 15 метров.

Впервые режим трансшипмента здесь был применен в 2010 году. Данная технология обработки транзитных грузов начала использоваться на втором по мощности контейнерном терминале данного порта – «Бруклин-Киев Порт». Для организации работы в режиме трансшипмента потребовалось несколько лет. Но на практике оказалось, что закон о трансшипменте требует доработки, поскольку его действие не распространяется на опасные и подакцизные грузы. Поскольку данные ограничения в портах Констанцы и Стамбула отсутствуют, конкурировать украинским портам с ними достаточно сложно. Поэтому правовое поле, регламентирующее подобные операции, требует дальнейшей корректировки. Кроме того, требуют решения вопросы тарифов и сборов, т.к. в украинских портах они достаточно высокие.

Рассматривается возможность строительства порт-хаба также и в Крыму. Но, по мнению специалистов, в силу многих причин перспективы такого строительства достаточно туманны. Как минимум, из-за того, что вывоз грузов с полуострова более проблематичен. Кроме того, учитывая тенденцию увеличения вместимости океанских контейнеровозов для сокращения издержек и снижения себестоимости ячейки, составить какую-либо ощутимую конкуренцию Стамбулу такой порт не сможет.