Почему не растет контейнерооборот порта Санкт-Петербург

По данным Администрации морских портов Балтики, с января по август нынешнего года перевалка грузов портами Петербурга и Ленинградской области выросла на 2%, составив 147,7 млн. тонн, в сравнении с аналогичным периодом 2015 года.
Увеличение контейнерооборота порта

в Санкт-Петербурге в среднем составило 0,6%: при росте на 2,5% в январе-июле и падении на 10% в августе, когда показатель зафиксировали на уровне 139,023 тыс. TEU. По итогам 8-ми месяцев оборот контейнеров порта Бронка составил 20,776 тыс. TEU, тогда как показатель января-июня фиксировался на уровне 13,831 тыс. TEU.

Рост объема морских перевозок в Санкт-Петербурге, обработанных в августе составил 2%, что в весовом выражении достигло 18,6 млн. тонн. Увеличением перевалки отмечены Приморск и Усть-Луга, которые перевалили на 24% больше нефти и на 1% больше кокса и угля соответственно. Вместе с тем, перевалка грузов упала в Петербурге, Выборге и Высоцке (минус 9%, минус 38% и минус 14% соответственно). Усть-Луге, при этом, удается удерживать контейнерооборот на прошлогоднем уровне.

За 8 месяцев в порту Петербурга контейнерный экспорт упал до 582,081 тыс. TEU (минус 1,9%), тогда как импорт увеличился до 580,265 тыс. TEU (плюс 3,5%). Отмечен также рост импорта порожних контейнеров, который за указанный период увеличился в 2,5 раза. Данные InfraNews свидетельствуют, что лидирующие позиции в обработке контейнеров в течение восьми месяцев занимают такие компании, как «Контейнерный терминал Санкт-Петербурга» (373,245 тыс. TEU), «Первый контейнерный терминал» (325,090 тыс. TEU), ПЕТРОЛЕСПОРТ (182,217 тыс. TEU).

По мнению гендиректора InfraNews А. Безбородова, экспортерами достигнуты пределы роста, а рынку необходима демократизация условий контейнерных перевозок со стороны РЖД, упрощение таможенного оформления в Петербурге. Если в ближайшие несколько месяцев это произойдет, то появится возможность оживления рынка контейнерных перевозок, который упал в период с января по август на 0,7% (по прогнозам агентства Fitch падение должно было составить не менее 2%).

А. Безбородов называет и еще один драйвер в развитии данного рынка – улучшение общеэкономической ситуации. В подтверждение этого мнения один из участников рынка грузоперевозок говорит, что именно контейнерные грузы находятся в прямой зависимости не только с потребительской активностью, но и с экономической ситуацией в стране, чего не происходит ни с одним другим грузом. Быстрое падение контейнерооборота наблюдается при ослаблении рубля, но и быстрое восстановление происходит при его росте, и поскольку в настоящее время экономика не испытывает особых потрясений, то рынок пребывает в состоянии стагнации.