Вопросами формирования стоимости грузоперевозок интересуются многие клиенты. Данные услуги трудно назвать дешевыми, но при этом прибыль перевозчиков оставляет желать лучшего. Зачастую стоимость услуги даже не покрывает обязательных расходов. Как же формируется стоимость тракинга, и каким образом удается выживать в современных условиях транспортным компаниям, осуществляющим грузовые перевозки? Для того чтобы разобраться с данными вопросами, рассмотрим, из каких составляющих складывается стоимость контейнерной перевозки по маршруту Котка-Москва. Основными факторами, формирующими себестоимость данной перевозки, признаны затраты на ее организацию. Кроме того, окончательная цена должна включать прибыль перевозчика.
Что касается затрат, то первым пунктом идут расходы на транспорт. Для перевозчиков существуют два основных способа деятельности: вложить деньги в приобретение машины и взять грузовик в лизинг. В большинстве случаев перевозчики отдают предпочтение именно второму способу. Он предусматривает первоначальный взнос в размере 15-20% стоимости автомобиля и ежемесячную выплату определенной суммы. Нарушение условий лизинга может повлечь серьезные неприятности, вплоть до того, что лизинговая компания имеет право забрать грузовик у перевозчика. Кроме того, обязательной является страховка автомобиля, его обслуживание в авторизированных центрах. Если стоимость трака составляет 120 тыс. евро, то практика показывает, что окупается он в среднем в течение 4-5 лет. Для этого в среднем трак должен совершить не менее 3 ходок в месяц, и прибыль за одну ходку должна быть не меньше 833 евро. Это только для того, чтобы покрыть лизинговые обязательства и проценты.
Необходимо отметить, что для приобретения автомобиля можно воспользоваться и банковским кредитом. Но в этом случае необходимо учитывать, что банковский кредит предполагает более высокий процент, а, следовательно, его содержание обходится дороже лизинга.
Помимо затрат на транспорт, международные перевозки из Финляндии в Россию предусматривают обязательные накладные расходы. В каждую поездку закладываются затраты на топливо, зарплату водителю, мелкий ремонт, оплату стоянок, книжки МДП и другие возможные расходы. И даже если с 1 июля затраты на книжку МДП станут необязательными, прямые расходы на организацию перевозки остаются достаточно ощутимыми. Следует учитывать, что в Европе многие трассы являются платными, а это также дополнительная статья расходов. Желательно предусмотреть все риски, с которыми может столкнуться водитель. При этом, если автомобиль неновый, следует учесть возможность штрафов от финских полицейских за те или иные неисправности машины: поврежденную фару, треснутое стекло, некачественную резину, за то, что машина грязная или же не соответствует экологическим нормам. Такие ситуации – довольно частое явление, в некоторых случаях водителя за нарушения могут даже на полгода лишить визы, а машину отправить на штрафную стоянку. В среднем перевозчику для того, чтобы снарядить машину, необходимо выложить сумму порядка 1000 евро.
Существует также статья расходов, связанная с содержанием офиса, бухгалтерии, выплатой налогов, а также расходов на содержание трака. Смена резины, ремонт и ТО автомобиля составляют достаточно внушительную сумму. К ней следует добавить страховку, оплату услуг экспедитора, CMR и другие затраты.
Суммируя все расходы, можно увидеть, что перевозчику при существующих ценах на перевозки далеко не всегда удается покрыть все расходы, не говоря уже о прибыли компании. Каким же образом выживают компании, осуществляющие грузоперевозки? Если машина взята в лизинг, то после выплаты лизинговых обязательств ее можно продать. Если ориентироваться на первоначальную стоимость грузовика порядка 120 тысяч евро, то в зависимости от состояния, продать его можно за 50-60 тысяч. Из этой стоимости следует вычесть необходимый первый взнос за новый автомобиль в лизинговую компанию, а оставшаяся сумма представляет собой чистую прибыль компании-перевозчика. При первоначальном взносе в 20 тыс. евро за 4 года работы перевозчик получает в среднем 40 тыс. евро или же 10 тыс. евро в год.
Возможен вариант использования неновой машины. В этом случае хоть стоимость ее и ниже, но добавляются затраты на создание ремонтной базы и обслуживание грузовика. Стоит отметить, что расходы на ремонт в этом случае достаточно высокие, поскольку чинить автомобиль приходится часто. Для того чтобы сократить расходы, перевозчики используют самые разные возможности: совмещают должности, порой руководитель может выполнять функции бухгалтера и водителя, стараются использовать возможность обратной загрузки и т.д.